Паровые машины, трёхколёсные трактора и другие чудеса

Паровые машины, трёхколёсные трактора и другие чудеса

Старинная сельскохозяйственная техника из музея компании «Бизон» всегда в строю

– Коллекция по меркам солидных музеев относительно небольшая: 26 тракторов, 12 автомобилей, две паровые машины и свыше десятка различных прицепных устройств: сеялки, косилки, разбрасыватели удобрений, опрыскиватели… – перечисляет Павел Авакимян, механик музея сельхозтехники компании «Бизон».

Он, пожалуй, единственный, кто может справиться с викториной, составленной генеральным директором ООО «Бизон Юг» Сергеем Суховенко. А вопросы на засыпку здесь на каждом шагу. Как-то, проводя экскурсию для маститых аграриев, Сергей Леонидович спросил, кто знает, для чего этот агрегат, указывая на распустившееся железными прутьями прицепное устройство. Коллективного озарения хватило только на одну версию – сено переворачивать. Оказалось, картофелекопалка немецкого производства.

«А вот и отечественный трактор, – демонстрирует Сергей Суховенко. – Но привезён он тоже из Европы»

Американская колея и русский менталитет

 – Кто скажет, почему в Америке при одинаковой цене на 3– и 4-колёсные трактора многие фермеры покупали именно трёхколёсные? – очередная загадка создателя компании «Бизон», основателя одноимённого трек-шоу и хозяина этой уникальной коллекции. Долго гадать некогда, впереди ещё столько интересного, и предприниматель охотно делится «секретом»: – Потому что в Америке в начале ХХ века была та же самая проблема, которая сейчас в Европе ещё есть, – это очень маленькие фермерские хозяйства.

С каждым поколением они становятся всё мельче и мельче, когда отцы делят их между детьми. Полтора, два, три гектара – участки очень неправильной формы. Америка тогда сидела на кукурузе. Это рядковая культура. Когда рядок неровный, колея передних и задних колёс четырёхколёсного трактора не совпадает. У трёхколёсного этой проблемы нет. Потом в период великой депрессии по законам кризисного времени бедные разорялись, те, у кого были денежки, наоборот, укрупнялись, поля выравнивались, необходимость в трёхколёсных отпала.

Где-то на середине экспозиции уже у экскурсантов возникает неизменный вопрос к гиду: «А почему вся техника зарубежная, где наша, советская?»

– У нас невозможно купить трактор в таком идеальном состоянии. Очень сильно отличается менталитет русского человека от менталитета того же немца. Если немцу не нужен трактор, он его смажет, сделает ему профилактику и поставит в гараж или под навес. И никогда от него гайки не открутит.  Если нам нужна гайка или кусок железа… – Суховенко хитро обводит взглядом спрашивавших, довольный, как быстро его все поняли, и резюмирует: – И в результате через несколько лет получается один остов. На постаментах, которые стоят у нас по всей стране, сельхозмашины разбирают. Да что далеко ходить: мы ещё сидели в старом офисе. «Ростсельмаш» поставил тогда комбайн на пьедестал. Приходят к нам ребята, предлагают запчасти. Первый вопрос в те времена (это был конец 1990-х): 
«Ворованные?» – «Да что вы, обижаете, мы с завода не тащим» – «А где взяли?» – «С комбайна сняли, что на площади». Таков русский человек. Да.

Советский «опель» – «Москвич 401» и его младший собрат – герой многих ралли

«Галопом по Европам» 

Пробежавшись тогда «галопом по Европам», решила непременно сюда вернуться. У этого частного музея нет узаконенного режима работы. Он распахивает двери перед гостями по мере необходимости. Знают о нём постоянные клиенты фирмы «Бизон», деловые люди, участвующие в совещаниях на территории компании, школьники, классами посещающие необычную выставку. Отдельные экспонаты её ежегодно становятся изюминкой единственных в мире гонок тракторов «Бизон-Трек-Шоу». Не раз «фотозоной» на этом мероприятии выступал самый старый экспонат музея – паровая машина фирмы Richard Garret&Sons («Ричард Гаррет и сыновья»).

– Эта машина была приобретена одной из первых 14 лет назад. Изготовлена она в 1910 году в городе Лейстон графства Саффолк. Порядковый номер – 28 689 – даёт понять, что произведено было их уж никак не менее этой цифры. Потому широкий спрос данный паровой двигатель мощностью 15 л. с. имел далеко за пределами Англии. Вероятно, попадали такие и к нам. Царская Россия приобретала паровые машины и для сельского хозяйства, и для ткацкой промышленности. Такие раритеты сохранились в Англии, в Германии. Сколько всего, точных данных нет. Но на территории Российской Федерации мы, насколько знаю, считаемся монополистами. Вряд ли есть ещё у кого полностью в рабочем состоянии. Задача в том, чтобы всё это было оригинальное и функционировало.

Со словами «тут всё достаточно просто» Павел Авакимян начинает открывать какие-то дверцы и заслонки, поясняя, где разжигаются дрова, куда заливается вода, через какое время она начинает превращаться в пар и преобразовывать его давление в механическую энергию. А дальше – подключай через ременную передачу к ней хоть молотилку, хоть насос, хоть мельницу, да хоть что – мотор это, двигатель.

Павел Авакимян знакомит с устройством старейшего экспоната – 110-летней паровой машины

– Вторая паровая машина французской фирмы Merlin&Cielgenieurs Mecaniciens 1928 года выпуска. Раз в год на тракторных гонках одну из этих машин мы запускаем в действие. Когда механизм начинает крутиться, определённый кайф от этого получаешь. Без этого я бы здесь не работал, – признаётся Павел Михайлович.

Он не застал только покупку самых первых тракторов. Все остальные экспонаты принимал, как заботливая повитуха новорождённых, своими руками. А они у механика золотые, говорят сослуживцы.

Как прогресс бил по демографии 

– Самый взрослый трактор нашей коллекции – McCormick, произведённый International Harvester Company в городе Чикаго (США) в 1927 году. Запуск производился на бензине, здесь присутствует маленький пусковой бак. А после прогрева двигателя до 60-70 градусов С переводился на более дешёвое топливо – керосин или лигроин. Сейчас все они работают на бензине, экономить нет смысла. На железном ходу. Если трактор передвигался в поле, грунтозацепы давали хорошее сцепление с почвой, что позволяло таскать плуги или другие агрегаты. Если передвигался в населённом пункте, чтобы не повредить булыжную мостовую, надевались транспортные обода. Сиденье водителя – такая рессора, она чуть-чуть амортизировала, но всё равно ущерб здоровью наносила непоправимый. Не знаю, стоит ли об этом говорить, но года за два, особенно если на таком тракторе работали женщины, у них нарушалась репродуктивная функция. Правда, люди раньше были крепче, – рассуждает хранитель музея.

Почти всё здесь, несмотря на возраст (1928, 1936, 1959 гг. и т. д.), блестит и сияет если уж не лаком, то глянцевой краской, зачастую родной, заводской. Лишь пара экспонатов с тронувшей их патиной подчёркивают налёт времени. Но при этом остаются в рабочем состоянии, что, как уже говорилось, здесь непременное условие. Переходя от одной машины к другой, Павел Михайлович у каждой находит свои особенности, каждый раз предваряя рассказ: «Это очень интересный экземпляр…» Оно и вправду занятно, как, например, ещё не имея кабины, трактор 1929 года выпуска радовал своего «напарника» скромным комфортом в виде подстаканников. Другой образец – с багажником для инструментов или обедов-ужинов. А дорогой шик Porsche Diesel Super! Его не спутаешь ни с чем.  Оказывается, немецкая компания Фердинанда Порша с 1951 по 1962 год делала трактора, и произвела их ни много ни мало аж 125 тысяч штук. Обилие прогрессивных технических решений, оригинальный дизайн, фирменная плавность линий…

Кресло для тёщи, прицеп для болельщика 

Помимо самой техники в музее имеется много предметов, иногда впрямую относящихся к ней, иногда – к её эпохе. Специалистов, конечно, заинтересуют инструменты, большинство из которых несёт не только утилитарную функцию, но и эстетическую за счёт своеобразного дизайна, украшений орнаментами и т. д. У стеночки стоит тут целая галерея паяльных ламп. А инсталляция старого гаража вообще напичкана всякими станками и инструментами.

– Какие-то атрибуты – тот же сверлильный станок или механическая ножовка могли работать, кстати, от паровой машины. Небольшая мастерская иногда располагалась прямо в поле, чтобы оперативно ремонтировать поломки.

Но, между прочим, как отметил Павел Авакимян, раньше технику делали с большим запасом прочности. Потому и служила она десятилетиями. Сейчас у производителей другая тенденция: после гарантийного срока лет в пять техника начинает ломаться, чтобы хозяин тратился на запчасти, а потом и вовсе подумал о замене на новый трактор или комбайн.  В то время как их прадедушки вовсю гоняют по дорогам Европы. Часто они уже доработаны владельцами-кулибиными. На одном из образцов музея сзади имеется сиденье-новодел, явно не предусмотренное  конструктором. Его расположение (спиной по ходу движения) и деревянные перекладины уж слишком диссонируют с мягким  сиденьем механизатора. Потому и получило оно название «тёщино место».

– А вот на таком одноцилиндровом немецком тракторе, – Павел Михайлович положил руку на  Lanz Bulldog 1939 года рождения, – когда у нас был чемпионат мира по футболу, в Россию приезжал из Германии болельщик, пенсионер. Он везде побывал: и в Москве, и в Питере, и в Ростове. Ехал неспешно, а жил в домике на прицепе.

МТЗ. Да неужели ж!

И всё-таки мы его нашли – «Беларус» МТЗ 5Л, производитель – Минский тракторный завод, изготовлен в 1959 году.

– Наш?

– Наш. Только привезён он тоже из Германии. Это экспортный вариант.

Справедливости ради, это не единственный отечественный экземпляр. Просто в «Бизоне» принято стеклянные витрины в офисах с образцами запчас­тей и сопутствующих товаров разнообразить «окнами» исторических инсталляций. А филиалов у компании немало. Вот и происходит постоянная ротация экспонатов. Сейчас, к примеру, плуг, сделанный в середине тридцатых годов в Ростове-на-Дону на предприятии «Красный Аксай», перекочевал временно в Новокубанский филиал.

И разве мог заядлый автогонщик Сергей Суховенко не собрать коллекцию автомобилей! А вот в их стройном ряду советских машин немало – целая линейка «Москвичей».

– Один из первых автомобилей, который рядовые советские граждане могли приобрести в личное пользование, – это «Москвич-401». Прообразом для него послужил немецкий Opel Kadett. Указание на производство давал лично Иосиф Виссарионович. У его водителя была трофейная машина «Опель». Сталин спросил: «Как тебе автомобиль?» Водитель очень хорошо отозвался, и Сталин дал задание вначале наладить производство точной копии, а потом в процессе модернизировать. Тогда это всё очень быстро исполнялось. И после войны в конце 1940-х годов начался выпуск этих автомобилей.

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

 «Посторонних» предметов в музее так много, что верёвочная лестница, свисающая с потолка, не слишком удивляет. И всё же интересно узнать, какую смысловую нагрузку несёт она здесь.

– Умное лицо – это ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! – ощущение, что Павел Михайлович читает мысли.

Конечно же, при виде этой лестницы первым делом вспоминается неутомимый весельчак барон Мюнхгаузен, который способен самого себя за волосы вытащить из болота. Его ироничное отношение к себе, по всей видимости, свойственно и хозяину, и хранителю музея.

– Знаете, не всегда понятно сразу, какое место в экспозиции займёт тот или иной предмет. Бывает, он лежит без дела некоторое время, а потом оказывается очень кстати.

Иногда на эту лестницу мы крепим манекен механика. Играет.

Людмила ВОРОБЬЁВА
Фото автора

Источник: Крестьянин