Изобретательство - его образ жизни

Водитель со стажем, аромашевский Кулибин Николай Петкевич продемонстрировал самодельный трактор

Ежегодно в последнее воскресенье октября российские водители отмечают свой профессиональный праздник. Автомобили вписали значимые страницы в российскую историю, но без людей, приводящих их в движение, они попросту были бы грудой металлолома. Если же шофёр ещё и изобретатель, то это значительно продляет срок службы и вверенной ему технике.

На фото: Водитель со стажем, аромашевский Кулибин Николай Петкевич продемонстрировал самодельный трактор. Фото автора.

Впервые о Николае Петкевиче я услышал в самом начале моей работы в редакции. Тогда корреспонденту газеты проводил небольшую экскурсию по ДРСУ его бывший руководитель Василий Меньшов, обычно никого из рабочих не выделявший. Проходя мимо стройного ряда техники, обратил наше внимание на мощный, видавший виды КрАЗ: "Эту вот машину тоже давно бы списали, но она ходит и выручает нас, потому что работает на ней очень ответственный водитель Николай Петкевич…"

И вот совсем недавно напроситься к нему на интервью мне посоветовал давний друг редакции Николай Фёдорович Валенцев: "Пообщайся с Николаем, Сергей, не пожалеешь".

Дозвониться и согласовать время не удалось. Подъехал к ухоженному дому Петкевичей на улице Колхозной и нажал на звонок. Работавший во дворе хозяин быстро вышел навстречу. Поскольку мы давно знакомы, то представляться необходимости не было. После нескольких общих фраз приступил к вопросам.

Мой собеседник поведал, что родился в деревне Чапаевка в 1955 году, а уехал оттуда в 1972-м. Детство и юность Коли прошли в этой затерянной среди лесов деревеньке. Здесь окончил четыре класса начальной школы, где его первой учительницей была Мария Дмитриевна Волкова. О том времени у него остались самые тёплые воспоминания.

– Чапаевка состояла из одной широкой улицы, протяжённостью почти километр, и жило в ней около 300 человек. На ферме трудились доярки, трактористы, водители. Много было молодёжи, единственный недостаток – отсутствие рядом речки. Компенсировало то, что лес начинался сразу за огородами. Родители работали, а обязанностью детей была прополка, поливка и домашняя управа. Но находили время и для развлечений, играли в "чижика", лапту, "попа-гоняла". Весной на поляне мастерили огромные качели, где собиралась молодёжь. Наверное, из-за стремления сделать всю домашнюю работу быстрее и как-то облегчить свой труд, у меня ещё до школы появилось желание его механизировать. Первое, что я соорудил, это люльку к велосипеду и установил на неё ящик, чтобы быстрее навозить травы для домашних животных. А уже зимой смастерил тележку для чистки и вывозки снега. Конструкция простая: к полену приделаны колёса, а сверху ящик, которым можно было и нагребать снег. Получился ручной бульдозер. И интересно, и полезно, – вспоминает детские годы Николай Петрович.

Потом у паренька была учёба в Аромашевской средней школе, жизнь в ещё старом интернате, находящемся на территории современного ФОКа. Обучение давалась легко, любимыми предметами стали: физика, математика, черчение. Но окончил Николай только 8 классов.

– Пошёл я в совхоз работать, деньги нужны были: отец уже на пенсию вышел. Немного поработал, и был направлен на курсы трактористов. Получил права, и взяли меня в знаменитое звено Виктора Георгиевича Горлова. В нём трудился почти до расформирования. Перед армией военкомат отправил на курсы шофёров. Первую машину ГАЗ-51, стоявшую "на коленках" у забора, я получил в сельхозтехнике, реанимировал её. Потом мне доверили автобус. На нём я тоже проводил эксперименты: поставил автоматический запуск. Было это ещё в 1979 году, работал отлично, запускал двигатель и глушил без моего участия. Одна беда была в то время – тосол отсутствовал, а на воде зимой его оставлять всё же страшно было…

Был момент в жизни Николая, когда он с семьёй уезжал искать счастья в тёплые края. Там тоже незнакомому человеку новую технику не доверяли, приходилось брать, как и здесь, ту "у забора". Своей изобретательностью, терпением и умением он быстро завоевал уважение у руководителей, коллег. Но, как говорят, хорошо там, где нас нет, а дома всё равно лучше. И уже в середине восьмидесятых Николай Петкевич становится водителем КрАЗа, о котором упоминалось в начале, и не расставался с ним долгих 16 лет. Много нелестных отзывов слышал я об этой машине, но мой собеседник о ней рассказывает с любовью и какой-то ностальгией, отмечая только её хорошие качества:

– Он был северного исполнения: утеплённый, лобовые стёкла с электроподогревом, боковые и заднее – двойные, стоял пусковой подогреватель и подогреватель аккумуляторов. Шёл он как лесовоз, но без прицепа, купили старенький, и я его сам до ума доводил. Потом ему "пристроили" седло, затем бочку – битум из Омска возить, а ещё притащили самосвальную арбу, в которой я из Свердловска, Челябинска и Тобольска грузы возил. Командировки были постоянно, дома жить мало приходилось. Приеду, просмотрю всё, подремонтирую, и снова в дорогу. После ДРСУ уезжал на Север, и там достался точно такой же КрАЗ…

Много разных дорожных случаев и шоферских баек может вспомнить и рассказать Николай Петрович, но мне хочется рассказать о нём ещё и как о местном кулибине. Тяга к изобретательству и облегчению труда, проснувшаяся в детстве, не покидает его до сих пор, а материал он выбирает, лежащий буквально под ногами.

Первое, что собеседник мне продемонстрировал, так это то, как при помощи пульта открываются ворота. Да, можно сказать, что сейчас этим никого не удивишь, но это тогда, когда к тебе приезжают специалисты и устанавливают свои ворота. А здесь всё сделано собственными руками: включается электродвигатель, и при помощи системы тяг они распахиваются.

С интересом рассматриваю собранный им трактор и слушаю рассказ, из чего он состоит:

– Двигатель, стартер, генератор, сцепление и реверс полностью самодельные, вплоть до корпуса, аналогов больше нет. Два ведущих моста, сиденье сделал с подогревом, а то зимой холодно. Когда выпадает снег, навешаю лопату, а для летнего периода смастерил плуг, 2 окучника, картофелекопалку, роторную косилку. Много что на нём уже можно сделать, но всё равно рассматриваю различные варианты, чем его ещё можно нагрузить, чтобы не стоял…

Механизация труда во дворе Николая Петкевича организована на высшем уровне. Например, хрюкающих в пригоне поросят он кормит "чипсами". Да, да, не удивляйтесь, только не покупает их в магазине, а готовит сам. Для этого изобрёл специальный станок. Высыпает в небольшой бункер ведро картофеля, нажимает кнопку и, буквально через 10 секунд, получает ведро мелко и ровно нарезанных кружочков. Хочешь – жарь, хочешь – вари или сырыми скармливай. Точно так же измельчаются здесь тыква и другие овощи, резка которых вручную занимает много времени и сил.

Кажется, всё во дворе механизировано, но остановиться умелец уже не может. Картофельная ботва, старая малина, ветки деревьев и прочие грубые отходы тоже измельчаются специальным станком и превращаются в замечательный компост. Мотокосу, при помощи которых сейчас борются с травой, аромашевец сделал сам задолго до их массового появления в наших местах, приспособив для этого обыкновенную "болгарку". А дефицитную по тем временам леску заимствовал с дорожных щёток.

Сейчас мой собеседник находится на заслуженном отдыхе, но без дела не сидит. Скорее, даже наоборот, жалеет о днях, проведённых без пользы.

– В советские времена возможностей для конструирования было больше, потому что металлолома валялось предостаточно, но свободного времени не хватало. Сейчас, если какой-то детали нет, я её куплю и задуманный механизм до ума доведу. Бывают дни, как Пасха, Рождество, когда нельзя работать. Проведёшь их без дела, а назавтра чувствуешь себя виноватым, да и вчерашняя работа на сегодня накопилась. Движение – это жизнь, – уверен Николай.

Такое вот призвание у человека. Для него это не бизнес и даже не хобби, а нечто большее – его образ жизни. Как в старой поговорке говорится: "Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам".

Источник: aromashevo.online